Электронная коммерция и законы » Статьи по электронной коммерции » ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРНЕТ-АУКЦИОНЫ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТРАДИЦИОННОГО АРТ-РЫНКА/И.В. Черняева

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРНЕТ-АУКЦИОНЫ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТРАДИЦИОННОГО АРТ-РЫНКА/И.В. Черняева

Журнал

Выпуск№ 1 / 2012

В статье автор рассматривает продажу произведений искусства посредством аукционов. Кратко изложены исторические этапы развития аукционов и виды аукционных торгов. Отдельно представлены интернет-аукционы и возможности электронной коммерции, как способа решения проблем традиционного арт-рынка. 
Ключевые слова: аукцион, аукционист, виртуальный арт-рынок, интернет, электронная коммерция, аукционный дом
Аукционы (от лат. аuctio - публичные торги; англ. аuction, public sale), - продажа с публичных торгов, при которой товар или имущество приобретаются лицом, предложившим за них самую высокую цену [1, с. 227]. Аукцион - способ продажи различных продуктов человеческой деятельности, в т.ч. произведений искусства, антиквариата, раритетов, заявленных подлинниками. Проведение аукциона предусматривает предварительную выставку предметов, издание каталога; покупателем становится человек, предложивший наибольшую цену Торговый механизм такого вида явился наилучшим для продажи предметов искусства. Аукцион позволяет определить реальную стоимость произведения искусства на текущий момент. Он формирует котировки и рейтинг художника. 
В античные времена аукционы появляются как форма торговли произведениями искусства. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь в 13 веке во Франции. С середины XVll века они появились в Голландии, а затем - в Англии, Франции и других странах континента. Обращались к ней в исключительных случаях, когда из-за долгов или раздела наследства нужно было быстрым способом реализовать семейные собрания. XVlll век подарил художественному 
рынку аукционные дома. Некоторые из них существующие по сегодняшний день. В 1707 году в качестве государственного ломбарда австрийским императором Иосифом I был основан «Доротеум». Предметы, заложенные и невыкупленные в установленный срок владельцем, продавались на аукционах. К ним добавлялись аукционы, осуществлявшиеся во исполнение закона или судебного решения. В начале XX века стали проводиться «добровольные» аукционы, основанные на соглашении между продавцом и аукционным домом. В 1744 году в Лондоне Сэмюэл Бейкер, начинавший свою карьеру с книжной торговли, провел первые торги под собственным именем. Приобретение книг и составление библиотек было тогда в большой моде. На книжных аукционах Бейкер быстро заработал приличное состояние. Спустя некоторое время он принялся за торговлю гравюрами, монетами и прочим антиквариатом. После смерти Бейкера фирму унаследовал его племянник Джон Сотбис, и с 1778 года, фирма стала называться его именем. В 1766 году у фирмы Бейкера появился конкурент - аукционным делом занялся в Лондоне Джеймс Кристис. Аукционная форма торговли начала набирать обороты, и к концу века к Сотбис и Кристис, прибавились другие аукционисты, но им не удалось догнать по значи- 
мости и обороту капитала эти аукционные дома. Кроме двух крупных интернациональных аукционных домов есть менее крупные национальные: во Франции - «Друо», в Германии - «Хуго Рюф», «Вайнер», «Ноймай-стер», в Швейцарии - «Габсбург», «Габю», в Скандинавии - «Буковски», в Австрии - «Доротеум» [1, с. 228]. 
Приобретать произведения искусства на аукционе безопасно. Авторитет аукционного дома основывается на экспертизе всех лотов (предметов или их групп, выставляемых на торги). Покупатель получает документ (сертификат), подтверждающий авторство; вероятность продажи подделки сведена к минимуму. 
На рубеже XX-XXl веков интенсивно развивается новая форма проведения аукционов - интернет-аукционы. Интернет-аукцион (он же «онлайновый аукцион») - аукцион, проводящийся посредством интернета. В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся на расстоянии (дистанционно) и в них можно участвовать, не находясь в определённом месте проведения, делая ставки через Интернет-сайт или компьютерную программу аукциона. Момент окончания интернет-аукциона, в отличие от традиционных аукционов, заранее назначается самим продавцом при постановке товара на торги. В обычных же аукционах борьба идет до тех пор, пока повышаются аукционные ставки. По окончании интернет-аукциона покупатель должен перевести деньги продавцу по безналичному расчёту (реже - наличными, например - при получении товара лично), а продавец обязан выслать товар покупателю по почте, нередко в любую точку страны проведения аукциона или всего мира. Границы возможной пересылки товара указываются самим продавцом заранее. 
В мировой практике интернет-аукционы стали вполне привычным явлением. Есть три основных вида таких аукционов: стандартный, голландский и “по фиксированной цене”. Аукцион «по фиксированной цене» появился несколько позже других. Он более доступен для понимания: выставил товар, покупатель пришел и сразу его купил. Стандартный аукцион - это обычный аукцион на повышение: кто дал большую цену, тот и победил. Голландский вид аукциона - торги идут втемную, покупатели не видят ставок конкурентов, ставка принимается только одна. Кто выставил большую цену, тот и побеждает. 
В России существует множество интернет-аукционов. Наиболее популярные из них molotok.ru,stavka.ru, meshok.ru, torg.alkar.net, auctions.org.ru и т.д. В данные ресурсы подключаются дополнительные решения электронной коммерции. В аукционные системы добавляются платёжные системы и решения по авторизации пользователей. В поле интернет - аукционов России не так давно начали появляться “Скандинавские аукционы” - это он-лайн аукционы предлагающие покупателям товары по низким ценам (10-20% их реальной рыночной стоимости). На рынке России такие аукционы, явление достаточно новое, в отличие от Европы. В Великобритании большой популярность пользуется аукцион Swoopo.co.uk. В Финляндии популярен аукцион Fiksuhuuto.fi, в Эстонии Sendioksjon.ee [2, с. 192]. 
Колоссальные информационные ресурсы и огромный потенциал для коммерческой деятельности - это главные характеристики Интернета. Конец XX века стал революционным для мирового арт-рынка, причем многие связывают это именно с активным освоением Сети крупнейшими аукционными домами. Произошедший альянс старейшего аукционного дома Сотби с электронной компанией Amazon и аукциона Butterfield & Butterfied с компанией eBay стали индикаторами доверия традиционного арт-рынка возможностям электронной арт-коммер-ции, невероятно расширяющей круг потребителей искусства. Стремительный отход от принципа торговли “из рук в руки” (Ebay и аукционы Yahoo и Microsoft) к тактике “бизнес потребителю” (EBay Great Collections), где во главу угла ставится корпоративная ответственность, говорит о цивилизованных основаниях нового электронного арт-рынка [3, с. 3]. 
Библиографический список 
Количество сайтов по искусству сегодня велико, поэтому появляются оболочки, объединяющие различные проекты и облегчающие поиск в Сети. Обширнейшие результаты приносит поиск сайтов по искусству на Yahoo, Google, Nigma, Yandex. Активно посещаемые рускоязычные сайты по искусству - аtrus, аrtlife, а^Ь^^у, auction.magazin-kartin, sovcom, rusiskusstvo, artprojekt, iskusstvu, museum, artwin, gelos. Специфика российских ресурсов по искусству - в разделении коммерческих и актуальных проектов, последние обычно ориентированы на узкий круг профессионального сообщества. Существуют вспомогательные профессиональные ресурсы - Mei-Moses All Art lndex, Gabrius Art lndex, Artprice, Zurich Art and Antiques lndex, Art Sales lndex, gelos.ru (многочисленные индексы доходности искусства), tfaoi.com, group-esi.com, europages.com.ru (страховка, перевозка), apprisals.com, antiquary.eu, art-con.ru (атрибуция, оценка). Залог коммерческого успеха в Сети - в максимально широком использовании всех возможностей Интернета. Помогает при выборе картин нестандартная организация произведений в банке данных, например, в “галереи” по жанру, стилю, сюжету и даже по доминирующему цвету (PaintingsDirect.com, Artlife.ru), электронный журнал по искусству (Connoisseur на Gavelnet.com), новостные ленты (Artumbrella.com). 
Официальные сайты имеют художественные галереи Алтайского края: выставочный зал «Турина гора» (turinagora.ru), галерея «Кармин» (gallery-carmin.ru), Арт-галерея Щетининых (shetinin-art.ru), выставочный зал «Союз художников России» (altaikraiart.ru). Деятельность галереи современного искусства «Универсум» представлена на официальном сайте Алтайского государственного университета (asu.ru). Некоторые галереи создают свои страницы в социальных сетях. Арт-галерея «Бандероль», галерея «Кармин», павильон современного искусства «Открытое небо» информируют посетителей об открытии новых выставок, о планируемых мероприятиях на страницах социальной сети «В Контакте». 
С появлением нового коммуникационного пространства возникает вопрос о возможности виртуального пространства решить проблемы традиционного арт-рынка. Благодаря техническим преимуществам Сети для музеев и галерей Интернет - это реклама, архив, каталог и помощник, держащий галерею открытой 24 часа в сутки и принимающий сообщения. Будучи идеальной формой репрезентации при минимуме затрат и максимуме охвата, корпоративные сайты уже есть у многих художественных организаций - от Лувра и Эрмитажа до небольших районных музеев и актуальных картинных галерей. Интернет позволяет привлечь большую аудиторию потенциальных покупателей -людей, которые раньше никогда бы не купили произведения искусства из-за массы причин (нехватки времени, отсутствия галереи поблизости, дискомфорта в среде профессионалов). На некоторых сайтах художники бесплатно (artnow.ru, artwin.ru) или за определенную плату могут выставлять на продажу свои произведения, находясь при этом в любой точке мира. Здесь же художники и покупатели могут общаться между собой на тематических форумах, что особенно актуально для творческих людей из отделенных уголков России. Электронные платежи и доставка - преимущества, которые редко предоставляют ныне действующие субъекты арт-бизнеса. Складывающийся принципиально новый рынок искусства (новые потребители и механизмы ценообразования) в перспективе даже отменит некоторые законы рынка традиционного. С другой стороны, демократичность виртуального арт-рынка приводит к заполнению Сети “второсортным” искусством, дезориентирующим покупателя (например, на Молоток.ру), поэтому огромное значение имеет появление профессиональных ресурсов, которые учитывают специфику продажи произведений искусства и применяют особые механизмы распространения информации, гарантии, оценки, презентации произведений. 
1. Большая энциклопедия: в 62 т. - М., 2006 - Т. 4. 
2. Байков, В.Д. Как научиться работать на Интернет-аукционе eBay / В.Д. Байков, Д.В. Байков // ДМК-Пресс. - 2007. 
3. Лазарева, Е. Реальное искусство из виртуального пространства // “Артхроника”. - 2000. - № 3-4. 
4. Степанская, Т.М. Свободный художественный рынок и развитие изобразительного искусства в России // Культурное наследие Сибири. - Барнаул, 2005. 

 

Помочь сайту:

Добавить комментарий

CAPTCHA
Ответьте на этот вопрос, чтобы мы убедились что вы не робот
3 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.