О видах деятельности, которые могут осуществлять резиденты Парка высоких технологий/М.А.Кудина
по состоянию на 3 ноября 2014 г.
Статус резидента Парка высоких технологий - это особое, "привилегированное", положение в части налогообложения разработчиков программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Республика Беларусь стремится простимулировать развитие и дальнейшее совершенствование новых и высоких технологий национальными разработчиками, повысить конкурентоспособность указанных продуктов на международном рынке, а также привлечь в эту сферу отечественные и иностранные инвестиции. Для достижения указанных целей разработчикам "умного" продукта предоставлено особое, льготное, положение.
Так, в соответствии п. 22 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 N 12 (далее - Положение), резиденты Парка высоких технологий освобождаются от налога на прибыль (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента) и налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных п. 23 - 32-1 Положения.
При этом наряду со льготами существуют и ограничения. Резиденты Парка высоких технологий имеют право осуществлять только строго определенные виды экономической деятельности.
В п. 3 и ч. 3 п. 21 Положения указан исчерпывающий перечень видов деятельности, которые имеет право осуществлять резидент Парка высоких технологий. К ним относятся:
1) анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем.
В рамках осуществления данного вида деятельности выполняются:
- проектирование, разработка, поставка и документирование информационных систем и индивидуального программного обеспечения, отвечающих заказам конкретных потребителей;
- проектирование, разработка, поставка и документирование готового программного обеспечения общего пользования;
- производство программ по указанию пользователя;
- проектирование, разработка и внедрение автоматизированных систем управления;
- оказание услуг по эксплуатации произведенных самим резидентом Парка высоких технологий информационных систем, в том числе по обучению работе (повышению квалификации) с этими системами;
2) деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;
3) фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок;
4) другие виды деятельности, определенные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
5) деятельность по сдаче в аренду недвижимого имущества (его части), принадлежащего ему на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, расположенного на территории Парка высоких технологий, при условии, что общая сумма арендной платы (с учетом налога на добавленную стоимость) за календарный год составляет не более 10 процентов выручки, полученной резидентом Парка высоких технологий за период с 1 января по 31 декабря года, непосредственно предшествующего году, в котором осуществляется такая деятельность. Для целей настоящего абзаца в выручку включается выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и операционные доходы, отражаемые в качестве таковых в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, и не включается арендная плата;
6) предоставление займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений лицам, состоящим в трудовых отношениях с этим резидентом, независимо от их нуждаемости в улучшении жилищных условий, если иное не установлено законодательными актами, за счет прибыли, остающейся в распоряжении резидента Парка высоких технологий после уплаты налогов, сборов (пошлин) и других платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные, а также внебюджетные фонды, перечисления части прибыли в соответствии с законодательством. Решения о размере займов, установлении процентов на сумму займов, способе обеспечения исполнения обязательств по возврату займов принимаются резидентом Парка высоких технологий самостоятельно, если иное не установлено законодательными актами.
В ч. 2 п. 21 Положения содержится прямой запрет осуществлять иные виды деятельности, не указанные в п. 3 и ч. 3 п. 21 Положения. При этом нарушать императивную норму ч. 2 п. 21 Положения крайне нежелательно, поскольку в соответствии с п. 33 Положения нарушение влечет лишение статуса резидента Парка высоких технологий. В соответствии с п. 34 Положения при лишении статуса резидента Парка высоких технологий юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) утрачивает право на льготы с 1 января года, в котором нарушен запрет и (или) не соблюдено условие, и до принятия решения о лишении его статуса резидента Парка высоких технологий и обязано уплатить за этот период в полном объеме налоги, сборы (пошлины) и другие обязательные платежи в бюджет (в том числе государственные целевые бюджетные фонды), а также государственные внебюджетные фонды, плательщиком которых оно является, с применением мер ответственности за неуплату, неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин), нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и начислением пеней согласно налоговому законодательству.
Рассмотрим вопросы, актуальные для резидентов Парка высоких технологий.
1. Может ли резидент Парка высоких технологий оказывать услуги по анализу информационных потребностей пользователей и консультированию по выбору наиболее оптимального решения реализации?
Разработка и внедрение информационной системы - это непростой и трудоемкий процесс. Его сложность обусловлена не только технической стороной вопроса, но и наличием человеческого фактора. Заказчик, обращаясь к разработчику, не всегда в полной мере может сформулировать перечень задач и очертить круг потребностей, который он желает реализовать. Достаточный опыт и квалификация разработчика, умение правильно формулировать вопросы и предугадывать пожелания и потребности заказчика - залог успешного сотрудничества сторон на пути создания удовлетворяющей пожелания заказчика информационной системы. Таким образом, при создании информационной системы с нуля либо при модификации стандартного программного пакета под нужды конкретного заказчика разработчику никак не обойтись без анализа информационных потребностей пользователя и консультирования его по выбору наиболее оптимального решения реализации.
ГОСТ 34.601-90 "Автоматизированные системы. Стадии создания" (далее - ГОСТ 34.601-90) стандартизирует процесс создания автоматизированной системы (в Положении вместо термина "автоматизированная система" используется термин "информационная система").
Пункт 2.1 ГОСТ 34.601-90 определяет стандартный порядок стадий создания автоматизированных систем (АС):
1) формирование требований к АС;
2) разработка концепции АС;
3) техническое задание;
4) эскизный проект;
5) технический проект;
6) рабочая документация;
7) ввод в действие;
8) сопровождение АС.
В соответствии с п. 2.2 ГОСТ 34.601-90 в зависимости от специфики создаваемых АС и условий их создания допускается вносить изменения в стандартный порядок разработки. Таким образом, необходимость проведения анализа информационных потребностей пользователя подтверждается утвержденным стандартом разработки АС. Тем не менее резидент Парка высоких технологий не имеет права оказывать услуги по анализу информационных потребностей пользователей, консультированию по вопросам наиболее экономичного решения.
Так, в соответствии с абз. 2 п. 3 Положения резидент Парка высоких технологий имеет право осуществлять "анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем". С учетом указанной формулировки напрашивается вывод о допустимости осуществления анализа информационных систем, однако в подстрочном примечании <*> к абз. 2 п. 3 Положения раскрывается перечень работ, которые могут выполняться в рамках осуществления данного вида деятельности. В указанном в подстрочном примечании <*> к абз. 2 п. 3 Положения перечне анализ информационных систем отсутствует. Возникает справедливый вопрос: почему тогда в перечне работ, указанном в абз. 2 п. 3 Положения, анализ фигурирует?
Перечень работ в абз. 2 п. 3 Положения сформулирован в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 N 65 "Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и общегосударственного классификатора Республики Беларусь" (далее - ОКРБ 005-2006).
Код группировки |
Наименование группировки и ее описание |
72220 |
Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области Этот подкласс включает: - деятельность, связанную с анализом, проектированием и программным обеспечением информационных систем: анализ информационных потребностей пользователей, консультирование по вопросам наиболее экономичного решения; проектирование, разработку, поставку и документирование индивидуального программного обеспечения, отвечающего заказам конкретных потребителей; проектирование, разработку, поставку и документирование готового программного обеспечения общего пользования; проектирование, разработку, поставку и документирование программного обеспечения автоматизированных систем управления; проектирование, разработку и оформление web-страниц; производство программ по указанию пользователя. Этот подкласс исключает: - копирование программного обеспечения общего пользования (классифицируется в 22330 ОКРБ 005-2006); консультирование по вопросам технического обеспечения и конфигурации информационных вычислительных систем (классифицируется в 72100 ОКРБ 005-2006); издание программного обеспечения (классифицируется в 72210 ОКРБ 005-2006) |
Таким образом, деятельность в соответствии с абз. 2 п. 3 Положения соответствует деятельности, которую включает код группировки 72220 ОКРБ 005-2006. Однако в код группировки 72220 ОКРБ 005-2006 включен "анализ информационных потребностей пользователей, консультирование по вопросам наиболее экономичного решения". А в подстрочном примечании <*> к абз. 2 п. 3 Положения, раскрывающем перечень работ, которые резиденты Парка высоких технологий имеют право выполнять в рамках осуществления деятельности в соответствии с абз. 2 п. 3 Положения, деятельность по "анализу информационных потребностей пользователей, консультированию по вопросам наиболее экономичного решения" отсутствует.
Таким образом, исключение деятельности по "анализу информационных потребностей пользователей, консультированию по вопросам наиболее экономичного решения" из перечня работ, которые резиденты Парка высоких технологий имеют право выполнять в рамках осуществления деятельности по "анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем", следует понимать как запрет на ее осуществление.
2. Каким образом резидент Парка высоких технологий может осуществить разработку информационной системы с учетом ГОСТ 34.601-90, в частности, предварительно сформировать требования к АС?
Возникает справедливый вопрос: чем объясняется запрет на проведение анализа информационных потребностей пользователей резидентами Парка высоких технологий? Целью создания Парка высоких технологий является разработка в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Именно для получения национального "умного" продукта Республика Беларусь предоставляет налоговые льготы разработчикам информационных систем. В связи с этим резиденты Парка высоких технологий должны использовать налоговые льготы по прямому назначению: оказывать услуги, направленные на создание продукта. Оказание консультационных, аналитических услуг не влечет создание продукта, это прикладные услуги. Оказание консультационных и аналитических услуг резидентами Парка высоких технологий не позволяет достичь цели, ради которой был создан Парк высоких технологий. Таким образом, можно сделать вывод, что для недопущения использования налоговых льгот не по назначению резиденты Парка высоких технологий ограничены в перечне видов деятельности.
Так как же все-таки резидент Парка высоких технологий может качественно оказать услугу по разработке информационной системы? Безусловно, ограничение резидента Парка высоких технологий в видах деятельности, которые он имеет право осуществлять, не направлено на ущемление качества создаваемых информационных систем. Поэтому при проектировании информационной системы разработчик, безусловно, имеет право пройти все необходимые стадии создания информационной системы в соответствии с ГОСТ 34.601-90. Важным моментом является то, что создание информационной системы должно быть непрерывным процессом, направленным на достижение результата, а именно на непосредственный ввод в действие информационной системы. Поэтому резидент Парка высоких технологий не имеет права разбивать процесс создания информационной системы на части: отдельно заключать договор на проектирование информационной системы, отдельно заключать договор на ее разработку и т.д. Резидент Парка высоких технологий должен осуществлять все необходимые стадии для создания информационной системы в рамках единого договора.
3. Как резидент Парка высоких технологий должен классифицировать свои услуги по Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 "Промышленная и сельскохозяйственная продукция", утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 N 36 "Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь" (далее - ОКРБ 007-2007)?
Ввиду того что резидент Парка высоких технологий не может разбивать процесс создания информационной системы на части, как мы определили выше, при классификации своих услуг он может использовать следующие коды ОКРБ 007-2007:
- 72.21.12.000 "Услуги по изданию готового прикладного обеспечения".
Применять данный код целесообразно в случае, если резидент Парка высоких технологий продает готовую информационную систему без произведения доработок для заказчика;
- 72.22.12.100 "Услуги по самостоятельной комплексной разработке программных средств, удовлетворяющих требованиям конкретного заказчика".
Данный код применим в случаях создания информационной системы с нуля под задачи заказчика;
- 72.22.12.200 "Услуги по модификации стандартных программных пакетов".
Данный код применим в случаях, когда разработчик берет за основу стандартный программный пакет и дорабатывает, модифицирует его под задачи заказчика.
Помочь сайту: