ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: ПРИЗНАКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Батура С.П.,
Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации
Концепция развития информационного общества в Республике Беларусь в 2011—15гг. предполагает создание электронного правительства, электронной экономики, торговли, здравоохранения, обучения, занятости и социальной защиты населения. Электронная экономика подразумевает развитие электронной торговли и электронного декларирования, совершенствование единого расчетного информационного пространства, гармонизацию национальной и международной нормативно-правовой базы в сфере электронной торговли.
Вместе с тем в среде специалистов и законодателей в настоящее время нет единого подхода к пониманию термина «электронная торговля». Чаще всего она рассматривается как «электронная коммерция» или «электронный обмен данными». Электронная коммерция представляет собой экономичeский процесс обмена товарами и услугами на базе существующих партнерских
связей с помощью электронных средств коммуникации. Электронный обмен данными означает обмен деловыми документами между компьютерными программами различных компаний в стандартизированной форме [1, с. 16].
В широком смысле электронная торговля определяется как современная методология бизнеса, которая обращена к потребностям организаций и потребителей по сокращению расходов, улучшению качества товаров и ускорению оказания услуг [2, с. 8]. К электронной торговле, согласно данной точке зрения, относятся хозяйственные операции с использованием электронных коммуникационных сетей и действия, обеспечивающие их осуществление — деятельность провайдеров
доступа в сеть, операторов поисковых систем, размещение информационных ресурсов в Интернете.
Другое определение трактует электронную торговлю как «электронное ведение бизнеса». В этом плане электронная торговля понимается как электронная коммерция и включает электронную торговлю, электронный обмен сообщениями, электронный обмен данными, электронную почту, факсимильную связь, электронные каталоги, электронные доски объявлений, совместно используемые базы данных. При таком подходе электронная торговля означает использование электронных средств для осуществления любых элементов предпринимательской деятельности.
В узком значении «под электронной торговлей понимается производство, реклама, продажа и распространение товаров с использованием телекоммуникационных сетей» [3, с. 18]. Здесь электронная торговля рассматривается как особая
форма совершения сделок, при которой их заключение и исполнение осуществляется с помощью электронных средств коммуникации. Правовая природа сделок при этом остается неизменной и они должны регулироваться нормами права, упорядочивающими отношения соответствующего вида (куплю-продажу, перевозку,подряд, аренду и т.п.). Электронный обмен данными, согласно данной позиции, не меняет сущности взаимоотношений сторон и влияет только на форму, в которой
эти отношения строятся [4, с. 12].
Таким образом, можно отметить, что электронная торговля предполагает заключение сделок путем электронного обмена данными и другими электронными средствами передачи данных. К сделкам в электронном виде относятся сделки, заключаемые и исполняемые с использованием электронных средств связи и современных информационно — коммуникационных систем и сетей.
Исходя из этих определений, можно выделить следующие квалифицирующие признаки электронной торговли. Электронная торговля является видом предпринимательской деятельности, а к сделкам в электронном виде применяются те же правила и нормы, что и к обычным договорам. В частности, эксперты Всемирной Торговой Организации «... пришли к пониманию того, что электронная торговля как нечто отдельное не существует. Все сделки не имеют никаких других особенностей, кроме той, что заключаются с использованием электронных средств телекоммуникаций» [5, с. 23]. Электронная торговля обусловлена особым способом осуществления коммерческих операций и средством, с помощью которого происходит их совершение.
Торговые операции осуществляются электронным способом посредством телекоммуникационных сетей. Электронная торговля связана с определенными дополнительными организационными действиями, обеспечивающими возможность ее осуществления, а именно, наличием оборудования и программного обеспечения, доступа в телекоммуникационную сеть, дополнительных средств адресации (доменное имя, адрес электронной почты).
Обобщая вышесказанное, можно предложить следующее определение: электронная торговля — это вид предпринимательской деятельности, осуществляемый электронным способом, при котором совершение сделок происходит посредством телекоммуникационных сетей. Поэтому дальнейшее ее развитие будет зависеть от информационной инфраструктуры, правового обеспечения электронных сделок, платежных систем и систем доставки товаров, а также других механизмов реализации.
Литература:
1. Тедеев, А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): правовое ре¬
гулирование и налогообложение / А.А.Тедеев. — М.: Приор-издат, 2002. — 224 с.
2. Овсейко, С.В. Электронная торговля: финансовые и правовые аспекты / С.В. Овсейко. — Минск:
Амалфея, 2009. — 296 с.
3. Миненкова, Н.В. Международно-правовое и национально-правовое регулирование электрон¬
ной торговли: автореф. ... дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Н.В.Миненкова; Рос. гос. соц. ун-т. — М.,
2008. — 27 с.
4. Зажигалкин, А.В. Международно-правовое регулирование электронной коммерции: автореф. ...
дис. канд. юрид. наук: 12.00.10; 12.00.03 / А.В.Зажигалкин; Санкт-Петерб. гос. ун-т. — М., 2005. — 28 с.
5. Орлов, А., Ананьев, А. Во Всемирной Торговой Организации нет согласия по электронной тор¬
говле // Ibusiness. — 2001. — N 1. — С. 23.
Помочь сайту: