Электронная коммерция и законы » Статьи по электронной коммерции » Права иностранцев: трудовые и гражданско-правовые отношения с участием иностранцев в Республике Беларусь/ Ю.Криворот

Права иностранцев: трудовые и гражданско-правовые отношения с участием иностранцев в Республике Беларусь/ Ю.Криворот

Криворот Ю.И., старший юрист частного предприятия "Кетенджи" julia.krivorot@ketenci.by"

 

На современном этапе развития экономики Республики Беларусь решение проблем уровня жизни населения является достаточно важным и во многом определяет социальную, политическую и, как следствие, экономическую стабильность в обществе. На уровень жизни оказывают влияние факторы, воздействующие прямо или косвенно. К наиболее значимым наряду с экономическими факторами чаще всего относят политические, социальные, географические и др. Проведенный анализ за последние 5 лет выявил положительную динамику по многим показателям, что говорит о повышении уровня жизни в республике.

Беларусь геополитически относится к наиболее динамично развивающемуся региону Центральной и Восточной Европы.  Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее возможности экономической, политической и культурной интеграции не только в страны СНГ, но и в государства Европейского союза. Кроме этого, последние десятилетия Беларусь ищет поддержку у новых стран-партнеров с целью выхода на новые рынки сбыта своей товарной продукции и получения инвестиций (Китай, Индия, Венесуэла, Ливан, Иран и др.).

По уровню благополучия согласно рейтингу Legatum Prosperity Index 2015 Беларусь сегодня занимает 63 место из 142 стран мира. По данным рейтинга Doing Business (рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса) Беларусь в 2015 году заняла 57 место в мире, во многом благодаря изменениям в области налогообложения.

В связи с возрастающей привлекательностью Беларуси как объекта инвестиционных вложений в республике в последнее десятилетие создается и реализуется большое количество проектов, в которых принимают участие не только резиденты Республики Беларусь, но и иностранные лица.

Ведению бизнеса (как с отечественными, так и иностранными контрагентами) сопутствует его юридическое сопровождение, что включает в себя предварительное консультирование по вопросам создания присутствия иностранных организаций, порядка налогообложения, заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров; оформление трудовых отношений с иностранными работниками; подготовку необходимых правовых документов;  непосредственно сам процесс сопровождения сделок; юридическую помощь в разрешении возникающих споров; представление интересов в суде.

К иностранным лицам – участникам гражданско-правовых отношений – относятся физические лица-иностранцы, иностранные организации, государства и международные организации.

        В данной статье мы рассмотрим отдельные виды правоотношений с участием иностранцев – иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основы правового положения иностранцев в Республике Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь от 04 января 2010 года № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» и иных нормативных правовых актах. Так, согласно ст.11 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства на  территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Ст.1102 Гражданского кодекса закрепляет положение о том, что Правительством Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан Республики Беларусь.

С целью выяснения наличия возможности участия физического лица-иностранца в гражданских и трудовых правоотношениях необходимо установить его личность и гражданство, режим пребывания (на каком основании он находится в Республике Беларусь), его правоспособность и дееспособность (правоспособность представляет собой способности иметь гражданские права и нести обязанности, дееспособность – способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). Согласно общему правилу дееспособность иностранцев определяется согласно статьям 1103, 1104 Гражданского кодекса Республики Беларусь: в отношении иностранных граждан применяется право страны гражданства, в отношении лиц без гражданства – право страны постоянного места жительства; в отношении беженцев – право страны, предоставившей убежище. Однако в отношении сделок, совершаемых в Республике Беларусь, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Республике Беларусь, дееспособность иностранцев определяется по законодательству Республики Беларусь.

Согласно Закону Республики Беларусь от 04 января 2010 года № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами. Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться в выполнении обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь. Иностранные граждане, имеющие гражданство двух и более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам для выезда за границу которого они въехали в Республику Беларусь.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Законодательства других государств предусматривают иные категории лиц, проживающих в государстве. Так, законодательства Латвийской и Эстонской Республик выделяют три категории лиц: граждане Латвийской (Эстонской) Республики; лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Латвийской (Эстонской) Республики; лица, которые имеют статус негражданина Латвийской (Эстонской) Республики. Законодательство Канады закрепляет три статуса нахождения в Канаде (категории жителей): статус постоянного жителя (citizen), статус постоянного жителя (permanent resident), статус временного жителя (temporary resident).

Режим пребывания

Существует несколько режимов пребывания иностранцев (иностранных граждан и лиц без гражданства) в Республике Беларусь:

Режим временного пребывания: временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец – лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание.

Режим временного проживания: временно проживающий в Республике Беларусь иностранец – лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, разрешение на временное проживание (в том числе беженец или иностранец, которому предоставлена дополнительная защита).

Документом, удостоверяющим личность при данных режимах пребывания (за исключением лиц, которым предоставлен статус беженца), является документ для выезда за границу – действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией.

Режим постоянного проживания: постоянное проживающий в Республике Беларусь иностранец – лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство (в том числе иностранцы, которым предоставлен статус беженца или убежище в Республике Беларусь).   

Документом, удостоверяющим личность при данном режиме пребывания, является вид на жительство – документ, удостоверяющий личность иностранца на территории Республики Беларусь и подтверждающий получение иностранцем разрешения на постоянное проживание на территории Республики Беларусь.

Документом, подтверждающим получение иностранцем статуса беженца в Республике Беларусь, является удостоверение беженца.

Иностранцы (за исключением отдельных категорий), прибывшие в Республику Беларусь, обязаны зарегистрироваться в органе регистрации по месту фактического временного пребывания в течение пяти суток (за исключением воскресений, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом нерабочими). Иные правила могут быть установлены Законом Республики Беларусь от 04 января 2010 года № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» и международными договорами Республики Беларусь.

Международные договоры Республики Беларусь устанавливают особые правила пребывания иностранцев на территории государств-участников международных договоров. Так, согласно Временному соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики о взаимных поездках граждан (Минск, 26 ноября 2002 года) граждане Республики Беларусь и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, не подлежат регистрации на территории Литовской Республики, освобождаются от необходимости регистрации на территории Республики Беларусь на период пребывания до 30 дней со дня въезда при наличии миграционной карты, оформленной при въезде в Республику Беларусь. В соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) граждане одной Стороны, прибывшие на территорию другой Стороны, в течение 30 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания. Схожие положения содержатся в Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Латвийской Республики о взаимных поездках граждан (заключено путем обмена нотами 31 января 2008 года), Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о безвизовых поездках граждан (Киев, 12 июня 2009 года).

Законодательством установлены требования относительно документов иностранца, временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь: документ для выезда за границу иностранного гражданина, лица без гражданства, временно проживающего или временно пребывающего в Республике Беларусь, принимается для установления его личности при условии его перевода на государственный язык Республики Беларусь. Подлинность подписи переводчика на таком переводе или верность перевода этого документа должна быть засвидетельствована нотариально либо перевод удостоверен иностранным уполномоченным лицом (органом, учреждением) в пределах их компетенции.

Возможность осуществления трудовой, предпринимательской и иной деятельности в Республике Беларусь иностранцами, объем их прав и обязанностей зависит от режима пребывания. Постоянно проживающие в Беларуси иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь с учетом некоторых ограничений, обусловленных их статусом, а именно: не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, принимать участие в референдумах; не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Относительно иностранцев с иными режимами пребывания (временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь) Законом Республики Беларусь от 04 января 2010 года № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» закреплено следующее:

 - порядок занятия ими трудовой деятельностью определен специальными законодательными актами (в частности, Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года № 225-З «О внешней трудовой миграции»);

 - они не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Согласно Закону Республики Беларусь от 30 декабря 2010 N 225-З «О внешней трудовой миграции» иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, должен получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, которое выдается по ходатайству нанимателя Республики Беларусь.

Разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь

Существуют неочевидные нюансы в вопросах получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь:

 1) специальное разрешение не требуется для выполнения обязанностей членов наблюдательного совета;

 2) привлечение иностранцев для работы на территории Республики Беларусь по гражданско-правовым договорам (подряд, услуги) не допускается, возможно только привлечение иностранцев для работы по трудовым договорам на основании выданных специальных разрешений;

3) при осуществлении трудовой деятельности у нескольких нанимателей Республики Беларусь иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, обязаны получить специальное разрешение для работы у каждого из них.

Как уже было сказано, трудоустройство на определенные должности регулируется не общими нормами законодательства о труде, а нормами специального законодательства, которое допускает прием на работу только граждан Республики Беларусь. В частности, иностранные граждане не могут быть приняты на государственную службу в государственные органы, в органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы финансовых расследований, не могут являться работниками военизированной охраны.

Действие Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2010 N 225-З "О внешней трудовой миграции" не распространяется на отношения, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь следующими категориями иностранцев:

- которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь;

 - ходатайствующими о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;

 - приглашенными в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров, либо для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;

 - работающими в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь;

 - аккредитованными в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации;

 - являющимися священнослужителями, приглашенными религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь, для занятия религиозной деятельностью;

 - проходящими производственную практику в соответствии с программами, образовательными стандартами по специальности, учебными планами и учебными программами учреждений образования Республики Беларусь;

 - являющимися лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

 -трудоустраивающимися в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 04 января 2010 года № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» закрепляет имущественные и личные неимущественные права иностранцев. Иностранцы в Республике Беларусь могут иметь в собственности имущество, наследовать или завещать его, пользоваться иными имущественными и личными неимущественными правами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Следует сделать акцент на ограничениях, связанных с непринадлежностью к гражданству Республики Беларусь, в отношении права собственности и права пожизненного наследуемого владения. Согласно Кодексу о земле земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами. Земельные участки могут находиться в пожизненном наследуемом владении иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае наследования земельного участка, находившегося у наследодателя в пожизненном наследуемом владении, в том числе при наследовании расположенного на таком участке жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, дачи, садового домика, если иное не установлено законодательными актами.

В случае получения по наследству земельных участков, предоставленных для коллективного садоводства, дачного строительства и находившихся у наследодателя в частной собственности или пожизненном наследуемом владении, к наследникам, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся родственниками[1] наследодателя, переходит соответственно право частной собственности или пожизненного наследуемого владения на эти земельные участки.

В рамках вопроса по приобретению жилых помещений иностранцами необходимо отметить, что на граждан Российской Федерации распространяется национальный режим. Эта возможность предоставлена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 года № 1086 «О реализации решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1997 года № 3», согласно которому граждане Российской Федерации вправе приобретать квартиры (дома), в том числе по договорам купли-продажи, в любых населенных пунктах Республики Беларусь наравне с гражданами Республики Беларусь. При этом граждане Республики Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого государства Сообщества имуществом наравне с гражданами этого государства.

В отношении иных иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется национальных режим, за исключением жилых помещений государственного жилищного фонда. Согласно жилищному законодательству Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобретать жилые помещения частного жилищного фонда по договорам купли-продажи, мены или на основании иной сделки по отчуждению жилого помещения частного жилищного фонда в Республике Беларусь, если иное не установлено законодательными актами; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь либо временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, вправе приобретать жилые помещения государственного жилищного фонда по договорам купли-продажи, мены или на основании иной сделки по отчуждению жилого помещения государственного жилищного фонда в Республике Беларусь, если это установлено международными договорами Республики Беларусь.

В связи с особым правовым статусом иностранцев возникает обязанность предоставления дополнительных документов для нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом. Согласно Закону Республики Беларусь от 18 июля 2004 года № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего иностранному гражданину или лицу без гражданства удостоверяются при условии представлении нотариусу документа, подтверждающего уплату соответствующих налогов, либо получения такого документа нотариусом от налогового органа.

 


[1] Под родственниками понимаются близкие родственники наследодателя; иные лица, находящиеся в родственной  связи с наследодателем, имеющие общих предков до прадеда и прабабки; родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки супруга (супруги) наследодателя.

Помочь сайту:

Добавить комментарий

CAPTCHA
Ответьте на этот вопрос, чтобы мы убедились что вы не робот
5 + 11 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.